Кваркон

Дедовщина. Решение проблемы.




(Окончание статьи. Начало см. здесь.)

Решение проблемы дедовщины

Обратимся снова к книге Нормана Мейлера "Нагие и мертвые". Подумаем над таким вопросом: А почему в Вест-Поинтской военной академии никто из курсантов не протестует против такой крутой американской дедовщины? Казалось бы, в демократических США можно было бы запросто засудить и старшекурсников и руководство этой военной академии, заставить их выплачивать миллионы долларов за причиненный ущерб морального характера.

Да потому что принципиальное отличие курсантов Вест-Поинтской военной академии и наших российских солдат в том, что все курсанты этой военной академии являются добровольцами. Они или заранее знали о царящих там неуставных отношениях, но эта система их полностью устраивала, и поэтому они всё же решили поступать в эту военную академию. Или они ничего не знали, и эти порядки были для них полной неожиданностью, но тогда они в любой момент могли отчислиться из рядов курсантов этой военной академии. Их там насильно никто не держал.

А в России наши призывники, даже зная о дедовщине, не могут не пойти в армию. А, столкнувшись с дедовщиной, не могут в любой момент покинуть ряды российской армии.

Таким образом, решение проблемы дедовщины в армии, это переход на профессиональную армию и отмена всеобщей воинской обязанности. Армия должна комплектоваться не из дилетантов, для которых порой унизительно выполнять некоторые приказы. В армию должны идти люди, которые внутренне согласны с системой неуставных отношений. Это люди, для которых желание служить в армии и быть военным на много превышает такие мелочи, как дедовщина.

Есть ли польза от дедовщины

Тут многие могут мне возразить, что, а сама-то дедовщина от отмены всеобщей воинской обязанности никуда не денется. Мало того, если на неё не будут жаловаться и не будут "выносить сор из избы", то дедовщина приобретет такие же развитые формы, как в американской военной академии.

Тогда возникает вопрос: А нужна ли дедовщина, вообще? Есть ли от неё хоть какая-то польза?

И снова обратимся к книге Нормана Мейлера "Нагие и мертвые". Руководство Вест-Поинтской военной академии не только прекрасно знало о неуставных отношениях между курсантами, но и поощряло их. Зачем они это делали?

Дело в том, что на реальной войне часто приходится отдавать такие приказы, которые не слишком согласуются с высокими моральными и нравственными принципами. Типичный пример, когда какую-то воинскую часть посылают на верную смерть, используя в качестве отвлекающего военного удара, чтобы, например, организовать настоящий реальный прорыв фронта. И этим ребятам, посланным на верную смерть, лучше не говорить, что они все умрут. Пусть они лучше верят в то, что помощь вот-вот скоро придет. Так будет лучше для достижения главной цели победы в войне. Вы можете и сами вспомнить из книг и кинофильмов множество других подобных примеров военных приказов, которые не согласуются с высокими моральными стандартами, но которые приходится отдавать ради победы.

Аналогично, на войне часто военнослужащие порой получают приказы, выполнение которых также не соответствует высоким нравственным нормам поведения человека.

Так вот, дедовщина, это в каком-то смысле такая школа, которая сначала учит человека беспрекословно подчиняться любым самым абсурдным приказам, а затем учит его самого отдавать такие приказы. С этой точки зрения дедовщина, это система для того, чтобы сломать некоторые нравственные барьеры в психологии человека и сформировать из человека идеальную машину и для выполнения самых аморальных приказов и для того, чтобы этот человек мог и сам, не рассуждая и без угрызений совести, отдавать такие приказы.

В условиях военных действий, когда не действуют ни законы, ни моральные принципы, армия человеков-роботов, которые способны беспрекословно подчиняться, не задавая лишних вопросов ни своему командованию, ни своей совести, становится очень большим преимуществом перед противником, военнослужащие которого не прошли школы дедовщины. Аналогично, получает преимущество и та армия, командиры и командование которой также не мучается нравственными проблемами, когда отдает приказы своим подчиненным.

Руководство Вест-Поинтской военной академии, видимо, всё это отлично понимало, и поэтому считало очень полезным, чтобы курсанты прошли через систему неуставных отношений. Официально заводить в военной академии какие-то учебные курсы, типа "Как унижаться самому и унижать других", это было бы слишком. Общественность в США была бы шокирована, узнав, что в военной академии официально учат такому. Поэтому руководство военной академии вполне устраивало наличие неформального обучения курсантов подчиняться самым нелепым приказам и отдавать самые нелепые приказы.

Вместо эпилога

В книге Нормана Мейлера "Нагие и мертвые" между генералом Камингсом и его молодым адъютантом лейтенантом Хирном возникает сильная личная неприязнь на почве разных политических взглядов. Генерал придерживается откровенно профашистских взглядов, а лейтенант придерживается левых взглядов.

И генерал Камингс решает эту проблему по своему. Он назначает лейтенанта Хирна командовать ротой разведчиков и посылает всю роту на такое задание, где их всех ждет неминуемая смерть. Никакой военной необходимости в этом нет. Ради расправы над своим политическим оппонентом, генерал, не задумываясь, отправляет на смерть кучу людей. А лейтенант понимает, что творит этот генерал, но выполняет приказ.

Несмотря на всё их различие, они оба являются продуктами дедовщины.

Любая война во всех отношениях является грязным аморальным явлением.