Кваркон

Иван Трофимович Хруцкий



Иван Трофимович Хруцкий. Мастер нартюрмортов.


Автопортрет Ивана Хруцкого
(Автопортрет. 1884 год. Русский Музей, Санкт-Петербург.)

Иван Трофимович (Фомич) Хруцкий (27.01.1810 — 13.01.1885) - белорусский живописец, мастер натюрмортов. Родился в семье священника. Учился на художника сначала в в Полоцком высшем пиарском училище. В 1827 году Иван Хруцкий приехал в Петербург, где до 1829 года он обучается живописи у англичанина Дж. Доу. Одновременно с этим Хруцкий посещает Императорскую Академию художеств со свободным графиком посещения. В 1830 году Иван Хруцкий начинает заниматься в Академии Художеств. Там он обучается у очень известных академистов. В результате этого обучения Хруцкий также становится живописцем русской академической школы.


Натюрморт с вазой... Натюрморт с птичкой
(Натюрморт с вазой. 1832 год.)...(Натюрморт с птичкой. 1832 год.)

Настоящую славу принесли ему его натюрморты. Правда, в первой половине XIX века слово "натюрморт" в России еще не прижилось. Поэтому Ивана Хруцкого называли "мастером живописи плодов и овощей". Первоначально натюрморты у Хруцкого представляли собой достаточно простые этюды. Но затем он постепенно переходит к более сложным композициям. На этих картинах Хруцкого мы часто видим изображения пышных разноцветных букетов цветов, корзинок с фруктами, серебренную и стеклянную посуду.


Цветы и фрукты
(Цветы и фрукты. 1939 год. Русский Музей, Санкт-Петербург.)

Изюминка натюрмортов Ивана Хруцкого состояла в том, что он не писал свои натюрморты с натуры, а придумывал их в своей голове. Именно поэтому на его натюрмортах можно увидеть много цветов и плодов сразу. Тут Вам одновременно и спелые персики и сочный виноград и только что созревшие груши и ярко-желтые, только что сорванные, лимоны. Все эти плоды созревают в разное время и поэтому, по идее, не могут одновременно присутствовать на одном и том же натюрморте.


Цветы и фрукты
(Цветы и фрукты. 1839 год. Третьяковская галерея, Москва.)

То же самое и с цветами. На картинах Хруцкого присутствуют одновременно белые и красные пионы, лиловые ирисы, голубые незабудки и желтые купавницы. В реальности все эти цветы цветут в разные месяцы и поэтому в реальности невозможно увидеть всех их одновременно цветущими.


Фрукты
(Фрукты. 1840-е годы. Национальный художественный музей республики Беларусь, Минск.)

Ничего подобного никто раньше не рисовал. Натюрморты Хруцкого выглядят не просто очень красивыми. Они выглядят сказочными! В Петербурге живописец имел огромный успех. Его полотна пользовались большим спросом. Очень многие хотели иметь эти картины у себя дома в качестве украшения.


Натюрморт
(Натюрморт. 1830 год. Пермская галерея, Пермь.)

В 1839 году, после смерти своего отца, Иван Хруцкий вынужден покинуть Петербург. В 1844 году он покупает себе имение Захарничи в Полоцком уезде, в 20 км от города Полоцка в Белоруссии. Он разрабатывает собственный проект строительства дома и сада. После того, как дом и сад были построены в 1845 году, Иван Хруцкий окончательно поселяется в имении Захарничи и живет там до самой смерти.


Фрукты
(Фрукты.)

Там же он и умер и был похоронен в фамильном склепе в имении Захарничи.


Иван Трофимович Хруцкий. Мастер портретов.


Портрет мальчика
(Портрет мальчика. 1834 год.)

В Захарничи Хруцкий сильно заинтересовался написанием портретов. И вот тут опять Иван Хруцкий начал на своих портретах рисовать выдуманные персонажи. Причем, не всегда это были чисто выдуманные люди. Иногда это были реальные люди, но в таких одеждах и в такой обстановке, в которой они реально никогда не были.


Семейный портрет
(Семейный портрет. 1854 год. Русский Музей, Санкт-Петербург.)

Самая знаменитая картина того периода "Семейный портрет". На ней изображены молодая женщина и ее трое детей. Они гуляют в парке. Женщина присела на скамейку, а дети с книгами примостились рядом. Иван Хруцкий выбрал для матери и детей очень изящные позы, он сам придумал сюжет и наполнил картину каким-то необычайным спокойствием и любовью.


Девушка с фруктами
(Девушка с фруктами. 1854 год. Русский Музей, Санкт-Петербург.)

Это, вообще, очень характерно для Хруцкого писать портреты так, словно он какой-то сказочник, который сочиняет сказки про красивую сказочную жизнь, наполненную красотой, спокойствием и любовью. Это очень нереальный мир фантазий живописца. Но вместе с тем это очень добрый и красивый мир, где нет места злу, войне, динамике, кризису и изменениям.


Портрет незнакомки с фруктовой корзинкой
(Портрет незнакомки с фруктовой корзинкой. 1835 год. Русский Музей, Санкт-Петербург.)


Иван Трофимович Хруцкий. Мастер пейзажов.

В Захарничи Хруцкий не забывает писать и пейзажи, к которым у него был интерес еще в петербургском периоде. Пейзажи часто служат ему в качестве фона для его портретов с вымышленным сюжетом.


Вид на Елагином острове в Петербурге
(Вид на Елагином острове в Петербурге. 1939 год.)

Но увы, портреты, созданные Иваном Хруцким не имели такого успеха у публики, как его натюрморты. И в истории русского искусства Иван Хруцкий остался прежде всего как нарядный радостный "Мастер живописи плодов и овощей".


Портрет жены с цветами и фруктами
(Портрет жены с цветами и фруктами. 1838 год.)