Кваркон

Три способа начать свое дело




Итак, Вам надоело работать на "дядю". Вы хотите открыть свое дело, чтобы работать только на самого себя. Но Вы еще не знаете с чего начать, чем конкретно заняться и, вообще, как это все делается у других людей.

1. Стартовый капитал

Есть такое понятие барьер вхождения в бизнес. Для преодоления этого барьера нужен стартовый капитал.

Откуда берется этот барьер вхождения в бизнес?

Его, в основном, создают государство и конкуренция.

Государство создает условия функционирования бизнеса, за которые бизнес должен платить деньги. Это, во-первых, официальная регистрация Вашего бизнеса в виде фирмы ООО или в виде Индивидуального Предпринимательства. За эту регистрацию надо платить деньги. Чтобы заниматься многими видами бизнеса надо покупать специальные лицензии и патенты. Эти лицензии и патенты не выдаются навечно. Они имеют ограниченный срок действия, после которого их необходимо покупать повторно.

Некоторые виды лицензий не продаются всем желающим, например, лицензии на продажу оборудования медицинского назначения или на оказание медицинских услуг и другие. Надо выполнить некоторые условия, которые тоже связаны с затратами денег, например, иметь помещение площадью не меньше определенного количества квадратных метров, иметь в штате какого-нибудь дипломированного специалиста и т.п.

Кроме всяких лицензий и патентов, часто нужно иметь какие-нибудь сертификаты. Например, очень часто на многие товары нужны сертификаты соответствия и гигиенические сертификаты. За то что Вам делают такой сертификат Вы также платите деньги. Их отличие от лицензий и патентов в том, что они не продаются. Вы оплачиваете какие-нибудь лабораторные исследования и Вам выдаются эти документы с результатами этих исследований. За это тоже надо платить. Сертификаты могут и не выдать, если качество сертифицируемой продукции не удовлетворяет некоторым нормативам.

Конкуренция также создает барьер вхождения в бизнес. Чем выше конкуренция, тем выше и барьер. В основном барьер в этом случае преодолевается рекламными затратами. Чем выше барьер вхождения в бизнес, тем больше надо потратить на рекламу для раскрутки своего бизнеса.

Но барьер, который создают конкуренты, складывается не только из этого. Часто нужно сразу же иметь достаточный товарный запас или достаточно большие торговые площади, иначе покупатель к Вам не пойдет. Часто бывает ситуация, когда бизнес еще не раскручен, а уже надо платить работникам (продавцам, бухгалтерам, экспедиторам и т.п.).

Кроме этого, часто свой вклад в барьер вхождения в бизнес дают и взятки разным чиновникам. Но в этом случае, взятки, скорее, даются, наоборот, для снижения официального барьера вхождения в бизнес. Своеобразный туннельный эффект в области бизнеса.

Наконец, выплаты криминальным структурам за "разрешение" заниматься этим видом бизнеса, это тоже барьер.

Преодолеваются все эти барьеры при помощи стартового капитала. Если вы получили наследство канадской бабушки или выиграли в лоторею или нашли клад или получили кредит в банке или кого-то ограбили, то этот стартовый капитал и пойдет частично на преодоление барьера вхождения в бизнес.

Многие люди считают, что стартовый капитал это единственный возможный способ вхождения в бизнес. Они часто бывают шокированы, когда узнают тот факт, что 96% всех тех, кто впервые начинает свой бизнес со стартового капитала, разоряются. Успешным, как правило, бывает бизнес со стартовым капиталом у тех людей, которые уже много лет занимались бизнесом. А новички со стартовым капиталом очень быстро прогорают.

Таким образом, стартовый капитал это самый плохой способ начать свой бизнес. Для новичка здесь самый большой риск. Особенно, если взяты чужие деньги в кредит.

Почему складывается такая ситуация?

Если посмотреть на действия начинающего бизнесмена со стартовым капиталом, то можно обнаружить, что такой бизнесмен совершенно не умеет экономить и не оптимизирует свои затраты.

Частично это чисто психологический эффект, связанный с тем, что поначалу кажется, что денег очень много и их хватит на долго. Но время всегда летит гораздо быстрее, чем нам кажется.

А частично это от простого незнания бизнеса. Новичек поначалу плохо себе представляет, что такое бизнес на самом деле. В лучшем случае он читал учебники по экономике, которые, как известно, имеют очень маленькое отношение к малому бизнесу. Они имеют отношение к крупному бизнесу. А в худшем случае он насмотрелся всяких художественных фильмов и начитался всякой художественной литературы, герои которой бизнесмены. Кинофильмы и книги создают люди, которые обитают в очень-очень-очень специфичном бизнесе и поэтому "не свой" бизнес они показывают искаженно через призму своего бизнеса. В частности, насмотревшись кинофильмы можно получить искаженное представление о роли и величине представительских и имиджевых затрат в обычном бизнесе.

Бизнесмен-новичек крайне смутно представляет себе и саму структуру затрат и сами затраты.

Во-первых, сами затраты. Часто оказывается, что на самом деле затрат гораздо больше, чем предполагалось при планировании бизнеса. Иногда вообще бывает так, что затрат оказывается так много, что прибыли не остается совсем и вся деятельность носит только убыточный характер, хотя на этапе планирования казалось, что было учтено все, что возможно.

Во-вторых, структура затрат. Каков должен быть уровень затрат на рекламу (например, в процентах от оборота). Каковы должны быть затраты на зарплату персонала (например, тоже в процентах от оборота). Зарплата бухгалтера должна быть 15000 руб. или 40000 руб. Какая должна быть зарплата продавца, чтобы не переплачивать за квалификацию. Какое должно быть соотношение аренды офиса и близости к центру города.

И многие другие вопросы, ответы на которые Вы не найдете ни в одной книге ни у одного автора. Ибо в каждой отрасли это индивидуально, в каждом городе это индивидуально, на каждом этапе развития бизнеса это индивидуально. И начинающему бизнесмену здесь не помогут даже рассказы знакомых бизнесменов из других отраслей или из других населенных пунктов или с другой величиной бизнеса. И аналитические обзоры в бизнес-журналах со статистикой усредненной по стране тоже мало полезны.

Например, типичное заблуждение начинающих бизнесменов со стартовым капиталом состоит в преувеличении имиджевых затрат. Если их бизнесу требуется автомобиль, то покупается новая престижная иномарка, что в разы превышает те затраты, которые могли бы быть.

После прогорания их бизнеса, у новичков бизнесменов, как правило, не бывает второго шанса со стартовым капиталом. Второй раз кредит не дадут, второй раз в казино не повезет, второй богатой бабушки в Канаде уже нет.

Поэтому приходится или отказаться от мечты о своем бизнесе или попробовать два других способа.

2. Связи

Если у Вас есть родственники и/или знакомые, которые занимают какие-нибудь высокие посты в государственных учреждениях (типа администрации, ВУЗы, министерства, больницы и т.п.) или в крупных частных предприятиях (типа заводы, банки и т.п.), то используя эти связи Вы можете организовать какой-нибудь мелкий бизнес по обслуживанию этого крупного предприятия или учреждения.

Обычно это или какие-нибудь субподрядные работы или поставки какого-нибудь оборудования и расходных материалов или заказы на проведения каких-то мероприятий, типа, рекламные компании, туристические поездки, аутсорсинг, и т.п. Иногда обслуживание предприятия носит достаточно специфический характер.

Например, у моего знакомого был в 90-х годах родственник управляющий банком. В результате у моего знакомого быстро появилась маленькая фирма по сбыту залогового имущества предприятий и физических лиц не сумевших вернуть кредиты банка. Дисконт оценки залога был таким, что имущество можно было продавать с накруткой от оценочной цены и при этом все равно цена была ниже рыночной. Фирма моего знакомого получала это имущество от банка на реализацию. Они не вкладывали в этот бизнес ни копейки!

Разумеется управляющему банка тоже что-то отстегивалось. Но если Вы не были родственником управляющего, то понятно, что Вас и близко бы не подпустили к этой кормушке.

И таких примеров Вы сами, наверное, знаете очень много. Часто родственники чиновников "кормятся" из разного рода таких "кормушек" на разного рода госзаказах и т.п.

В отличие от первого способа этот способ гораздо более надежный. Родственная связь это постоянно возобновляемая связь. Она правда тоже рвется, но это надо быть или очень большим дураком или если Ваш родственник опасное чудовище, от которого надо держаться подальше.

3. Хобби

Бизнес со своего хобби это наиболее надежный способ начать свое дело. Правда он и наиболее длительный. Давайте посмотрим, как бизнес может появиться из Вашего хобби.

Допустим, некая Марья Ивановна работница крупного промышленного машиностроительного завода имеет хобби. Ее хобби это пошив хороших женских зимних шапок и летних шляп. Ее подруги, знакомые, родственники и коллеги по работе знают об этом и часто заказывают ей изготовление шапок и шляп вместо того, чтобы покупать в обычном магазине или заказывать в ателье. По "сарафанному радио" слухи о Марии Ивановне широко распространяются в округе. И через некоторое время она уже все свое свободное от работы время занята выполнением заказов. Это ее хобби превратилось в подработку и дополнительному доходу к основному заработку.

Одновременно с этим у Марьи Ивановны складывается круг постоянных поставщиков, которые сами привозят к ней ткани, шкурки, нитки, налаживают ей ее швейные машинки и поставляют ей новую технику. Фактически из ее хобби складывается бизнес.

Через некоторое время Марья Ивановна начинает замечать, что ее хобби дает ей заработок гораздо больше, чем она получает на своей основной работе. А времени ей катастрофически не хватает. Количество невыполненных вовремя заказов начинает нарастать. Это из-за того, что ей приходится каждый рабочий день ходить на свою основную работу. Постепенно приходит понимание, что основная работа только мешает. Основная работа неинтересна. Там нет карьерного роста.

Сначала Марья Ивановна еще по инерции цепляется за свою основную работу, считая, что основная работа на заводе является залогом стабильности в жизни. Поэтому сначала она берет просто отпуск без содержания, чтобы выполнить все незавершенные заказы.

Но через некоторое время ей опять приходится на несколько дней взять такой отпуск без содержания. Потом эти отпуски становятся все чаще и продолжительнее. Ее зарплата на заводе сильно падает из-за этих отпусков, так как у нее сдельная оплата труда. Но Марья Ивановна не ощущает этого, так как доходы во время этих отпусков у нее наоборот сильно растут.

И вот в какой-то момент Марья Ивановна начинает думать, а зачем она вообще ходит работать на этот завод и увольняется с него. Возможно, ей уволиться предлагает начальство недовольное ее работой. Но это уже не важно.

И вот Марья Ивановна оказывается в "свободном плавании" и понимает, что это не так страшно, как казалось раньше.

Обороты ее бизнеса растут. И по мере этого роста она все более и более ощущает некоторую неудовлетворенность из-за того, что ее бизнес нелегальный. Как-то раз ей отказалось дать часть большого заказа одно крупное ателье только из-за того, что у нее нет своего расчетного счета в банке, куда можно было бы сделать оплату по безналу. А другой раз она прочитала в газете, как налоговая инспекция оштрафовала такую же как и она нелегалку. Затем иногородние поставщики тканей не стали работать с ней из-за того, что она не нашла способ надежно и вовремя оплачивать за товар наличными. Наконец, объем заказов увеличился так сильно, что она наняла работницу, но работница хочет запись в трудовой книжке.

Все это привело к тому, что, в конце-концов, Марья Ивановна пошла в налоговую инспекцию и зарегистрировалась в качестве Индивидуального Предпринимателя без образования юридического лица.

Описанная здесь схема одна из самых типичных того, как из своего хобби люди создают бизнес.

Преимущества этого способа начать свой бизнес очевидны:

  • Не требуется стартового капитала
  • Не требуется нужных связей
  • Мозги работают адекватно структуре бизнеса, то есть имеется годами накопленный опыт
  • Бизнес создается до его официальной регистрации
  • Нет многих затрат, типа затрат на рекламу и продвижение

В целом бизнес создается естественным эволюционным путем. Естественным путем без конкурентной борьбы занимается некоторая ниша. Обычно таким образом созданный бизнес оказывается очень надежным и устойчивым.

Недостаток только один. Таким способом бизнес создается многие годы. У некоторых людей на это уходили десятилетия.