Кваркон

Жорж Сёра



Жорж Сёра. Жизнь и творчество.

Фотопартрет Жорж-Пьер Сёра

Жорж Сёра (фр. Georges Seurat, 02.12.1859, Париж — 29.03.1891, Париж) родился в богатой семье и большую часть жизни прожил в Париже. Полное имя Жорж-Пьер Сёра. В молодости посещал Школу Изящных Искусств. Затем служил в армии на западе Франции в городе Бресте. После армии снова вернулся в Париж.

После возвращения в Париж Сёра работал в одной студии вместе с двумя своими друзьями студенческого периода, но затем он обустроил свою собственную мастерскую. В то время Париж был мировым центром искусства, в который стремились многие знаменитые живописцы. Жорж Сёра был среди них одним из самых оригинальных и интересных. Им сильно восхищались и ему многие подражали.

После того, как его живопись была отклонена Парижским Салоном, Жорж Сёра предпочел индивидуальное творчество и вступал в союзы с независимыми художниками Парижа. В 1884 он и другие независимые художники Парижа основали творческое общество "Сосьете де Артиста Индепендэнтса". Именно там Сёра и познакомился с очень известным художником Полем Синьяком, с которым его в дальнейшем связывали дружеские отношения. Оба художника оказали очень большое влияние друг на друга. Синьяк был большим приверженцем строго научного метода дивизионизма (теории разложения цветов). Эта теория оказала на Сёра такое большое влияние, что Фактически он изобрел новый способ рисования, который впоследствии многие другие художники позаимствовали у него, в том числе и сам Поль Синьяк.

Его метод состоял в следующем. На полотно наносится множество разноцветных точек. По-французски слово "точка" - "пуант" (фр. point). Поэтому этот стиль живописи назвали пуантилизм. Когда Вы смотрите на картины Жоржа Сёра, то кажется, что они прямо сверкают и переливаются радужными искрами. Этот Метод используется в расчете на оптический эффект слияния мелких точек и деталей при разглядывании картины на расстоянии. На этом методе основана, в частности, работа электронных растровых дисплеев компьютеров, телевизоров, мобильных телефонов и т.п.

Первой самой выдающейся картиной Жоржа Сёра была картина "Купание в Аньере", написанная им в 1883-1884 годах. Сейчас картина находится в Национальной Галерее в Лондоне.


Купание в Аньере

Самая знаменитая картина Жоржа Сёра это "Воскресенье после полудня на острове Гран-Жатт". Это очень большое полотно, которое занимает целую стену в музее города Чикаго. На картине видно огромное число людей и деталей. Обратите внимание, справа находится дама со своим спутником мужчиной. У дамы очень пышное платье сзади. Это тогда была такая женская мода. А платье называлось "турнюр". Далее замечаем, что у дамы на поводке находится обезьянка. Это говорит о том, что эта дама из очень богатой семьи. В те годы было модно в богатых домах держать маленьких дрессированных обезьянок и выгуливать их как собак и кошек.


Остров Ла Гранде Жатта

Глядя на эту картину можно много узнать о жизни в Париже в те годы. Например, Вы видите, что многие дамы закрываются от яркого солнца зонтиками. Но не все. Дело в том, что в те времена женский загар еще не был в моде, но уже начал потихоньку входить в моду. Женский загар не был в моде среди богатых и знатных дам. Считалось, что женский загар характерен для бедных женщин низкого происхождения. Поэтому дамы из высшего общества стремились к тому, чтобы их кожа была как можно белее. Женщинам без зонтиков белизна их кожи уже не играет для них роли. Это либо первые признаки возникновения моды на загар или это дамы не из высшего общества.

Эта картина "Воскресенье после полудня на острове Гран-Жатт" словно целая энциклопедия того, как парижане отдыхали по воскресеньям в годы ее написания (1884-1886). Мы видим людей, отдыхающих на зеленой траве, бегающих и играющих детей... Ощущение такое, словно мы вот-вот услышим звонкие детские голоса, негромкие разговоры взрослых, лай собак, шелест листвы... Картина как бы наполнена не только светом, но и звуками. Здесь очень хорошо проявилась магия живописи Жоржа Сёра.


Гавань в Пор-ан-Бессене, прилив
(Гавань в Пор-ан-Бессене, прилив. 1888 год. Музей Орсэ, Париж.)

Некоторое время Сёра жил с моделью Маделин Ноблох, которую он изобразил в своей работе "Молодая женщина" в 1888-1890 годах. Эта картина сейчас находится в Институте Галерей в Лондоне.


Молодая женщина

Жорж-Пьер Сёра умер в Париже 29 марта 1891 года при загадочных обстоятельствах. Врачи считали, что он умер от формы менингита или пневмонии или инфекционной стенокардии. Но вероятнее всего, что он умер от дифтерии. Дело в том, что его сын умер две недели спустя тоже от дифтерии. Жорж-Пьер Сёра похоронен на кладбище Пер-Лашез.


Эйфелева башня
(Эйфелева башня. 1889 год. Музей Современного Искусства, Сан-Франциско.)

У Сёра огромное количество картин с пейзажами и видами его любимого Парижа и окрестностей города.


Мария, Онфлер
("Мария", гавань в Онфлере. 1886 год. Народная Галерея, Прага.)

Сёра пытался при помощи своей удивительной живописной техники передать движение. Поэтому у него много картин с движущимися людьми. А чтобы его живопись была более правдивой, он стал изучать химию и оптику. Жорж Сёра очень сильно интересовался физическими законами света и цвета, чтобы подобрать самые лучшие краски для своих картин.


Цирк
(Цирк. 1890-1891 года. Музей Орсэ, Париж.)

Надо признать, что это ему удалось. Рисунки Жоржа Сёра, которые Вы видите на экране своих мониторов или их репродукции в печатных изданиях никак не передают того, что Вы сможете увидеть, когда посмотрите на эти картины вживую в каком-нибудь музее. Вы уже никогда не сможете забыть эту яркую и необычную красоту.


Жорж Сёра. Ещё картины художника.

Сена у Курбевуа
(Сена у Курбевуа. 1885 год. Собрание Кашен-Синьяк, Париж)


Запряженная лошадь
(Запряженная лошадь. 1883 год.)


Крестьянин с мотыгой
(Крестьянин с мотыгой. 1882 год. Музей Гуттенхейма, Нью-Йорк.)


Натурщицы
(Натурщицы. 1886-1888 года. Метрополитен-Музей, Нью-Йорк)


Берег Ба-Бютен, Онфлер
(Берег Ба-Бютен, Онфлер. 1886 год.)