Альбрехт Дюрер

Автопортрет Альбрехта Дюрера
(Автопортрет. 1500 год. Картинная галерея Старых Мастеров, Мюнхен.)

Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Durer, 21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, Нюрнберг) - величайший мастер эпохи Ренессанса, немецкий живописец и график.

Дюрер родился в семье ювелира иммигранта из Венгрии. Певым его учителем в искусстве был его родной отец, золотых и серебряных дел мастер. Именно поэтому в картинах Альбрехта Дюрера всегда с ювелирной точностью выписана каждая деталь, учтена каждая мелочь. Посмотрите, например, с какой тонкостью прорисована каждая травинка в картине "Куст травы" или каждая шерстинка в изображении зайчика на картине "Молодой заяц", особенно усики зайчика.

Куст травы
(Куст травы. 1503 год. Музей Искусств, Вена.)

Кажется, что трава вот-вот зашелестит под легким дуновением ветра. А при взгляде на зайчика, так и хочется протянуть руку и прикоснуться к его мягкому шелковистому меху. Обе эти картины нарисованы акварелью и гуашью при помощи очень-очень тонких кисточек. Кстати, современники отмечали, что художник очень любил внимательно всматриваться в природу и постоянно интересовался наукой.

Молодой заяц
(Молодой заяц. 1502 год. Галерея Альбертина, Вена.)

Когда Альбрехту исполнилось 15 лет, его отец понял, что у сына склонность к занятиям живописи и он отправил его на обучение в мастерскую знаменитого нюребергского живописца Михаэля Вольгемута. В этой школе Дюрер обучался не только рисованию, но и гравировке по дереву и меди. Интересно то, что в этой школе учеба завершилась обязательным путешествием выпускников. После выпуска в 1490 году, за четыре года Альбрехт Дюрер побывал в нескольких городах Германии, Швейцарии и Голландии. продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов.

Портрет молодой венецианки
(Портрет молодой венецианки. 1505 год. Музей Истории Искусства, Вена.)

В 1494 Дюрер возвращается на родину в Нюрнберг, вскоре после возвращения он в том же году женится. Затем уезжает в Италию. В Италии у него состоялись несколько интересных знакомств с творчеством таких мастеров эпохи раннего Возрождения, как Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди и других мастеров. В 1495 Дюрер вернулся в Нюрнберг и там, до своей следующей поездки в Италию в 1505 году, он и создает большую часть своих самых знаменитых гравюр, которые сделали его имя таким знаменитыми.

Святой Евстафий
(Святой Евстафий. Ок. 1500-1502 годы. Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург.)

Дюрер был знаменит не только как живописец, но и как выдающийся мастер графики. Большинство гравюр Альбрехта Дюрера нарисованы на библейские и евангельские сюжеты.

Меланхолия
(Меланхолия. 1514 год. Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург.)

А еще Альбрехт Дюрер прославился как великий портретист. Он был лучшим портретистом во всей истории мировой живописи. Героями его портретов всегда были какие-нибудь очень интересные и вдохновенные люди. Поразительно то, что все эти люди изображены на столько реалистично, что с трудом верится в то, что они нарисованы 500 лет назад, когда художники, по существу, только-только начинали учиться писать реалистические картины. Но старинные костюмы на портретах убеждают нас, что Дюрер, как портретист, намного опередил свою эпоху.

Портрет молодого человека
(Портрет молодого человека. 1521 год. Галерея Искусств, Дрезден.)

Благодаря его автопортретам, мы сейчас можем судить о том, как выглядел сам художник. Причем, никто даже не сомневается, что его автопортреты выполнены не хуже фотографии, если бы в то время существовала фотосъемка.

Портрет отца Дюрера
(Портрет отца Дюрера в 70 лет. 1497 год. Лондонская Национальная галерея, Лондон.)

Посмотрите на его картину "Автопортрет" из музея Прадо в Мадриде. Альбрехт Дюрер изобразил себя в довольно модной, даже несколько щеголеватой, одежде того времени. У него очень модная, по тем временам, прическа с тщательно завитыми и уложенными волосами. Осанка выдает в нем гордого и умного человека с чувством собственного достоинства.

Автопортрет Дюрера
(Автопортрет. 1498 год. Музей Прадо, Мадрид.)

В 1520 художник снова едет в Голландию. Там он, к несчастью, становится жертвой неизвестной болезни, которая мучила его 8 лет до конца своей жизни. Даже современные медики затрудняются в диагнозе. Скончался Альбрехт Дюрер в своем родном городе в Нюрнберге.

Руки молящегося
(Руки молящегося. 1508 год. Галерея Альбертина, Вена.)

А еще Альбрехт Дюрер был выдающимся ученым. Он очень хорошо знал математику, физику, астрономию и занимался философией. Дюрер писал книги об искусстве и архитектуре, писал стихи. Он поддерживал знакомства с самыми прославленными писателями и философами того времени. Дюрер нарисовал несколько географических и астрономических карт. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер увлекается усовершенствованию оборонительных укреплений. Это было связано с появлением и широким распространением огнестрельного оружия. Он даже в 1527 году написал книгу "Руководство к укреплению городов, замков и теснин", где описал свой принципиально новый тип военных укреплений.

Магический квадрат Дюрера
(Магический квадрат Дюрера, фрагмент гравюры "Меланхолия". 1514 год. Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург.)

Дюрер составил свой знаменитый магический квадрат, нарисованный на его гравюре «Меланхолия». Этот магический квадрат интересен тем, что он так заполнил его числами по порядку от 1 до 16, что сумма 34 получается не только при сложении чисел по вертикали, по горизонтали и по диагоналям, как требуют правила любого магического квадрата. Сумма 34 получается и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении четырех угловых клеток. Также Альбрехт Дюрер сумел вписать в этот магический квадрат еще и год создания гравюры "Меланхолия" - 1514. Обратите внимание на средние два квадрата в первой вертикали. Хорошо видно, что Дюрер сделал исправление ошибки. Цифра 6 исправлена на 5, а 5 исправлена на 9. Остается загадкой, специально ли художник оставил нам видеть эти исправления и тогда, какой смысл заключается в том, чтобы мы видели эти исправления.

Носорог Дюрера
(Носорог, гравюра на дереве. 1515 год. Британский музей, Лондон.)

Знаменитая картина Дюрера "Носорог" на первый взгляд ничем не примечательна. Более того, при внимательном сравнении этой картины с фотографией реального носорога можно заметить несколько неточностей. Уникальность этой картины состоит в том, что Альбрехт Дюрер никогда не видел ни живого носорога, ни его изображений. Это картина нарисована по словесному описанию. В Европу впервые привезли носорога из Азии в Португалию. Тут же Дюреру из Португалии прислали письмо со словесным описанием этого удивительного зверя. В то время не было телефонов и Альбрехт Дюрер не мог ничего переспросить для уточнения деталей. Чтобы оценить степень гениальности Дюрера, попробуйте попросить Ваших знакомых найти какое-нибудь изображение экзотического глубоководного животного или фантастического животного и описать его Вам один раз письменно. Затем нарисуйте это животное по такому описанию и потом сравните с оригинальным изображением.

Как и многие выдающиеся люди эпохи Ренессанса, Альбрехт Дюрер был универсалистом и проявил себя во многих областях. Но все же живопись он ценил более всех наук. В одной из его книг можно прочитать интересную мысль: "Благодаря живописи стало понятным измерение земли, вод и звезд, и еще многое раскроется через живопись".