Предпринимательство и бизнес

Большинство людей считает слова "предпринимательство" и "бизнес" синонимами и не подозревает о существенном различие между ними.

Разница между этими словами примерно такого же порядка, как между словами "искусство" и "ремесло". Предпринимательство это более творческий вид деятельности, это создание нового бизнеса, такого, какого еще не было раньше. Предприниматель находит новый способ зарабатывания денег. Бизнес это оптимизация тех процессов, которые изобрел предприниматель. Бизнесмен оттачивает работу своей фирмы так, чтобы предприятие работало четко, как часы.

В этом смысле предприниматель это изобретатель, генератор идей. А бизнесмен это тот, кто заимствует хорошую идею и усовершенствует ее. У бизнесмена и предпринимателя по разному работают мозги.

Представим себе такую ситуацию. Допустим, Вася увидел, что Петя привозит из города N кожанные кошельки и сумки и продает их на арендованных площадях в центральных магазинах в городе R. И вот Вася подумал, что он ведь тоже так может, тем более, что у него есть для этого стартовый капитал. Далее Вася просто напросто копирует деятельность Пети и начинает работать по петиной схеме: едит на своем автомобиле с наличными деньгами в город N к петиным поставщикам, везет товар в город R, снимает в аренду торговые площади в каких-нибудь магазинах города и продает там товар, чтобы часть вырученных денег снова потратить на закупку новой партии товара, а другая часть денег пойдет на жизнь, на налоги, на накопление и т.д.

Вася поступает чисто как бизнесмен. Он не изобретает новый вид зарабатывания денег, он просто заимствует хорошую идею.

На сколько же такой способ организации своего дела окажется удачным?

Такой способ всегда удачен на неразвитых рынках, которые еще не насыщены товаром и где нет острой конкурентной борьбы. В этой ситуации некоторое время можно работать на простом любительском уровне. Такое явление носило массовый характер в России в первой половине 90-х годов, когда часть населения достаточно успешно занималось бизнесом не имея совершенно никакого профессионального образования в этой сфере. Особенно это было характерно для челночного бизнеса.

Дальнейшее усиление конкуренции привело к тому, что, кто остался на любительском уровне, тот вынужден был уйти из бизнеса. А остался тот, кто стал профессиональным бизнесменом.

Поэтому на очень развитых рынках очень трудно открыть свое дело простым копированием деятельности других. Развитый рынок повышает требование к креативности для создания своего бизнеса.

Приведу уже ставший хрестоматийным пример того, как в России был изобретен новый вид бизнеса. Описание этого случая уже вошло в некоторые учебники по бизнесу.

В Норильске один человек придумал зарабатывать деньги на том, что можно сдавать за людей их медицинские анализы. Не в том смысле, чтобы отвозить в поликлинику свою мочу и кал, вместо чужих. А именно отвозить мочу и кал людей в поликлинику по утрам.

Если Вы никогда не жили в Норильске зимой, то Вам, наверное, очень непонятно то, что Вы только что прочитали. Я тоже сначала ничего не понял. Но потом один мой знакомый, который прожил в Норильске одну зиму, рассказал мне, как норильчане ходят зимой друг к другу в гости.

Допустим, что Ваши знакомые из соседнего подъезда пригласили Вас в гости. Вы вызываете такси к своему подъезду. Такси подъезжает как можно ближе к двери подъезда. Вы из подъезда быстро "ныряете" в такси и едите 20 метров до соседнего подъезда и там, расплатившись с таксистом, также быстро выскакиваете из машины в подъезд. Через пару часов Вы из гостей попадаете к себе домой таким же способом.

Зимой во время полярной ночи в сильный мороз и метель не хочется идти даже 20 метров до соседнего подъезда. А если врач назначил Вам анализы мочи и кала, то Вам будет совсем неохота рано утром переться в поликлинику только для того, чтобы сдать свою мочу и кал на анализы. Гораздо проще накануне вечером найти в газете объявление "Сдаю Вашу мочу и кал в поликлинику на анализы" и сделать заказ по телефону. А утром отдать приготовленную мочу и кал и заплатить деньги за услугу.

Вот так, предприниматель придумал новый вид бизнеса, который нигде и никогда еще не существовал. Обычно это происходит так. Вы находите какую-то скрытую потребность людей, такую, которая сразу не бросается в глаза. Или Вы берете такую потребность, которая у всех на виду, но придумаваете новый способ удовлетворить ее.

Во втором случае хрестоматийным примером считается, например, изобретение сигарет без никотина, но которые имеют вкус и запах обычных сигарет. (До сих пор такие сигареты не изобретены.) Есть потребность в таких сигаретах.

Предприниматель должен всегда работать на уровне изобретения. А бизнесмен на уровне улучшения изобретения, то есть на уровне оптимизации.

Поэтому предприниматель работает с очень большой рентабельностью. Ведь у него нет конкурентов. Конкуренты появляются когда его бизнес начинают копировать многие другие. Это приводит к тому, что рентабельность падает. Предприниматель перестает быть монополистом. У клиентов появляется возможность выбора и они выбирают в первую очередь низкие цены.

И вот тут на первую роль выходит уже бизнесмен. Бизнесмен начинает выискивать возможности для снижения цены на предлагаемый товар или услугу без снижения прибыли. Это возможно только при оптимизации затрат. Поэтому бизнесмен занимается в первую очередь проблемой снижения затрат в расчете на одну единицу продаваемой продукции, иначе говоря, заниматься снижением себестоимости единицы товара или оказываемых услуг. Это не значит, что затраты по абсолютной величине уменьшаются, так как часто к уменьшению себестоимости ведет увеличение оборота и увеличения затрат, направленных на это увеличение оборота.

Для предпринимателя эта работа бизнесмена не так интересна. Ведь в ней мало творчества. Это порой приводит к тому, что предприниматель не выдерживает конкуренции с конкурентом-бизнесменом и или закрывает свой бизнес или продает его конкуренту-бизнесмену.

Интересно, что это явление вытеснения предпринимателей бизнесменами происходит даже в рамках одной фирмы. Классическим примером служит Стивен Джоббс, основатель компании Apple. По мере развития компании Apple Стивен Джоббс не только потерял полный контроль над своей компанией, но и вынужден был уволится из нее. Его предпринимательская креативность перестала соответствовать задачам компании. А у Стивена Джоббса было много новых предпринимательских идей, которые он начал реализовывать за пределами Apple. Его уход не пошел на пользу ни ему самому ни компании Apple. Поэтому через несколько лет он снова вернулся в Apple обратно. И это привело к открытию у Apple второго дыхания.

И действительно, прочная связка предпринимателя и бизнесмена обычно оказывается очень продуктивной.